Как строительство метро скажется на стоимости жилья в Нижнем Новгороде?

30 июня 2021

Приоритетные направления

Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода предусмотрено, что до 2030 года метрополитен должен нарастить шесть новых станций в разных направлениях. Согласно документу, Автозаводская линия будет продлена до «Оперного театра» и «Сенной» в нагорной части, а также до «Мончегорской» и «Юго-Западной» — в заречной. Протяженность Сормовской линии увеличится от «Буревестника» до «Вари» и «Сормовской».

Региональное правительство в качестве перспективных выбрали два направления развития нижегородской подземки — до площади Сенной и до центра Сормова. Как пояснили корреспонденту GiperNN в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, на первом этапе предполагается корректировка проекта и строительство станций «Оперный театр» и «Сенная», на втором — проектирование и возведение станции «Варя» или «Сормовская».

По предварительным расчетам специалистов ОАО «Нижегородметропроект» пассажиропоток нижегородского метро увеличится на 25–30% после ввода в эксплуатацию участков от «Буревестника» до «Сормовской» и от «Горьковской» до «Сенной».

Губернатор области Глеб Никитин считает, что приоритетным для нижегородского метро является его продление в исторической части города

«Сенная» позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел в нагорной части города: станция метрополитена, автостанция и канатная дорога на Бор, рядом — линия трамвая и выход на две

 крупные городские магистрали — улицы Родионова и Белинского.

  Глеб Никитин
губернатор
Нижегородской области

Проекты новых станций

Проект продления метро до площади Сенной получил положительное заключение госэкспертизы еще в 2011 году, но за десять лет устарел и теперь требует доработки. Чтобы привести документацию в соответствие с новыми требованиями по антитеррористическим мероприятиям и сертификации оборудования, необходимы 590 млн рублей и 15 месяцев. После корректировки будет выбран целесообразный вариант: либо одновременное открытие сразу двух станций, либо первоочередной запуск станции «Сенная».

Предварительная стоимость продления Автозаводской ветки до станции «Сенная» — около 36,5 млрд рублей. Ожидаемое увеличение пассажиропотока — около 10 млн человек в год.

От развития ветки в Сормове власти тоже не отказываются, понимая, что жители района практически отрезаны от центральной части Нижнего Новгорода. В ближайших планах — подготовить технико-экономическое обоснование этого проекта: на его создание потребуется 700 млн рублей и 15 месяцев. Сейчас рассматриваются два варианта продления метро в сормовском направлении: строительство станции «Варя» с созданием транспортно-пересадочного узла у железнодорожной ветки или приоритетный ввод станции «Сормовская».

Второй вариант предварительно более предпочтительный, так как расстояние от станции «Буревестник» до станции «Варя» — около 1 км, в то время как в центре Сормова возможна удобная пересадка на метро с трамвая, автобуса и электрички. Предварительная стоимость продления ветки — около 19 млрд рублей.

                            Жилье и транспортная доступность

Метро — самый безопасный и надежный вид транспорта, поэтому его наличие поблизости, пусть даже в перспективе, автоматически увеличивает спрос на жилье. Кажется — открылась новая станция, и цены на квартиры в шаговой доступности обязательно поднимутся. Но так бывает не всегда.

Московский опыт показывает, что фактор близости к метро из-за строительства большого количества станций уже не сказывается на стоимости жилья. Появление же новой станции в Санкт-Петербурге приводит к росту цен в спальных районах и не оказывает существенного влияния в более престижных локациях, где покупатели квартир предпочитают пользоваться личным транспортом.

Появление новых станций метро в Нижнем Новгороде, скорее всего, неоднозначно повлияет на конъюнктуру первичного и вторичного рынка жилья. Удобное расположение и развитая транспортная инфраструктура — это первоочередные, но не единственные критерии, которыми обычно руководствуются нижегородцы при выборе квартиры.

Помимо транспортной доступности на стоимость жилья в Нижнем Новгороде влияет множество других факторов: инфраструктура, состояние недвижимости, экология. Генеральный директор АН «Высота» Ирина Малыгина считает, что при принятии решения о продаже или покупке квартиры нижегородцы обычно всесторонне оценивают привлекательность каждого конкретного объекта.

Поскольку транспортная доступность в городе-миллионнике везде неплохая, выбор жилья для покупателей прежде всего обусловлен финансовыми возможностями, уверена гендиректор АН «Император» Ирина Кожевникова.

По мнению директора АН «Орион НН» Евгения Кузнецова, рынок недвижимости давно уже выровнен и сегодня средняя цена «квадрата» на Автозаводе ничем не отличается от ценника в Ленинском районе, а центр Сормова в ряде случаев может соперничать с нагорной частью. Так что скачка цен из-за появления новых станций ожидать не приходится.

Две станции метро, которые появятся центре Нижнего Новгорода, могут решить ряд транспортных проблем, но не едва ли повлияют на стоимость жилья: по словам генерального директора АН «Чекни» Анатолия Рябинина, о серьезных изменениях есть смысл говорить, когда на метро можно будет добраться до любой точки города. А вот управляющий директор сети АН «Монолит» Алексей Козлов считает, что с появлением станций метро ценник на жилье в локациях с шаговой доступностью вырастет в пределах 10%. В дальнейшем стоимость квартир будет зависеть от тенденций рынка недвижимости.